Яндекс.Метрика

Исторический онлайн блокнот «Война 1812 года в лицах и портретах»

                  «Генерал от инфантерии»
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
                                            А.С. Пушкин
    Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1757, по другим данным, 1761-1818) — потомок старинного шотландского рода. Его предки в начале XVII века переселились в Германию, а затем в Прибалтику, дед был бургомистром Риги, отец служил в русской армии.
В 1778 году Барклаю было присвоено первое офицерское звание — корнет. Он принимал участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов (за штурм Очакова награждён орденом Св. Владимира 4-й степе¬ни с бантом). Затем участвовал в других войнах. Несмотря на воинские заслуги, ему понадобилось 20 лет, чтобы заработать полковничий чин. А 1809 году получил чин генерала от инфантерии.
    В 1810 году Александр I назначил Барклая-де-Толли военным министром и поручил ему подготовиться к войне с наполеоновской Францией. Барклай организовал строительство инженерных сооружений и тыловых баз, усовершенствовал штабную службу и управление войсками, создал военную разведку. При нём в практику вошли новые принципы боевой подготовки войск — обучение меткой стрельбе и действиям на пересечённой местности. 
     Заслугой Барклая стала выработка правильной стратегии против Наполеона. Получив разведданные о значительном численном превосходстве французских войск, он предложил оперативный план, рассчитанный на затягивание военных действий по времени и в глубину русской территории.
Во время войны 1812 года командовал 1-й Западной армией, в июле-августе, до назначения Кутузова, фактически руководил всеми русскими войсками.
В Бородинском сражении Барклаю подчинялся центр и правый фланг. В парадном мундире, при всех орденах, с чёрно-красной Владимирской лентой через плечо, он появлялся в самых опасных местах сражения, подолгу оставался под огнём и сам водил полки в атаку. Свита Барклая редела с каждым часом, погибли два его адъютанта, под генералом были убиты четыре лошади, а он не получил ни одной царапины.
Умелые действия Барклая-де-Толли высоко оценил Кутузов, который считал, что во многом благодаря проявленной Барклаем твёрдости было «удержано стремление превосходящего неприятеля» на центр русской позиции, а «храбрость его превосходила всякие похвалы».
    На военном совете в Филях Барклай первым решительно высказался за оставление Москвы с целью сохранения армии.
Во время заграничных походов 1813-1814 годов войска под командованием Барклая-де-Толли отличились в нескольких важных сражениях и завершили разгром наполеоновских войск. Барклай-де-Толли получил звание генерал-фельдмаршала и был награждён орденом Святого Георгия 1-й степени.
Россия обязана Барклаю, наравне с Кутузовым, своим спасением в 1812 году. Конечно, Барклаю-де-Толли, как генералу с иностранной фамилией и очень замкнутым характером, действовать в народной войне было труднее, чем избраннику народа – Кутузову, но славный памятник, поставленный ему рядом с Кутузовым, перед Казанским собором, есть достойная награда этого доблестного защитника России.

Оставить комментарий