Яндекс.Метрика

Районная фотохроника «Летопись БАМа: даты, события, легенды»

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №1

БАМ — это символ героизма и труда нескольких поколений. И сегодня, спустя 50 лет со дня укладки «золотого звена», БАМ продолжает расти и развиваться, являя собой пример комфортного будущего!

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровского края.

Ключевые станции БАМа:

Тайшет; Лена; Таксимо; Тында; Нерюнги; Новый Ургал; Комсомольск-на-Амуре; Ванино; Советская Гавань.

Общая протяжённость БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4300 км.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №2

Вот несколько интересных фактов о Байкало-Амурской магистрали (БАМ):

1. Идея создания БАМа не была советской: такой проект обсуждался ещё в 1888 году Русским техническим обществом, но после проведённой экспедиции был признан «безусловно невозможным».

2. В 1936 году впервые был применён метод аэрофотосъёмки для наземной разведки в условиях тайги.

3. Многие посёлки, города и станции БАМа строились одной республикой, краем или городом.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №3

  1. В честь БАМа назван астероид, открытый в 1969 году Крымской обсерваторией.

5. Порядка 20 песен и несколько документальных фильмов посвящено строительству БАМа.

6. Несмотря на то, что главным словом в аббревиатуре БАМ является слово женского рода («магистраль»), само понятие БАМ употребляется в мужском роде

7. Люди – самый ценный ресурс

Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» за 9 лет награждены 170 тысяч строителей, железнодорожников и комсомольцев. Существует миф, что БАМ строили исключительно заключенные. На самом деле весомый вклад внесли добровольцы и железнодорожные войска – более того, армия построила почти половину магистрали и до сих пор работает над ее расширением.

8. Маршрут для смелых

БАМ пересекает 7 горных хребтов и более 3 000 водных преград, в том числе 11 крупных и множество небольших рек. Всего же на БАМе насчитывается 2230 мостов.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №4

Про БАМ сочинено огромное количество мифов и легенд, вот некоторые из них.

Поезд-призрак.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №5

Одной из самых распространенных баек среди строителей БАМа в 1970-е годы была легенда о поезде-призраке. Старый паровоз мчится по рельсам, не издавая ни единого звука, а затем стремительно исчезает в непроходимой тайге. О таком устрашающем зрелище часто рассказывали рабочие, принимавшие участие в строительстве железной дороги в 70-е годы. Тогда это явление связывали с историей, которая произошла в этих местах 30 лет назад. Не секрет, что до объявления БАМа Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, здесь трудились узники исправительно-трудовых лагерей. Однажды несколько заключенных решились на дерзкий побег – они угнали паровоз с грузовыми платформами и направились по узкоколейке на северо-запад, рассчитывая прорваться в заповедную Якутию и затеряться там в глухих лесах. На поиски беглецов руководство лагеря вызвало авиацию, которая в итоге разбомбила поезд вместе с людьми. Спустя десятки лет новые строительные бригады наткнулись на затерянное в тайге железнодорожное полотно. К удивлению, оно находилось в безупречном рабочем состоянии. Дорога вела в никуда, точнее, 26-километровый путь обрывался прямо перед высоким холмом. Выяснить, для чего использовали этот маршрут, так и не удалось. В конце концов очевидцы связали находку с легендой о поезде-призраке.

Мистические тоннели.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №6

Во время строительства Байкало-Амурской магистрали, проходившего в сложнейших климатических и ландшафтно-географических условиях, было возведено 142 больших и малых моста и проложено восемь туннелей, с которыми у строителей также связано немало захватывающих историй. Так, Байкальский тоннель был знаменит среди проходчиков тем, что временами из глубоких вертикальных трещин тоннельного свода там выплывали загадочные желто-огненные шары. Вскоре строители установили любопытную закономерность: через час-полтора после появления этих шаров наблюдался сильный приток подземных вод, откачать которые стоило больших трудов.

В 1980 году, во время проходческих работ, на восьмом километре произошло внезапное обрушение одного из участков основания тела туннеля, обнажившее широкий желоб, который вел вглубь горного хребта. По воспоминаниям рабочих, из черной пустоты стали доноситься звуки, похожие на стук отбойных молотков. Позже, после того как странный желоб был засыпан породой и залит высокопрочным бетоном, начальство предприятия «Бамтоннельстрой» объяснило этот факт высокой концентрацией в тоннеле газа радона, который мог вызвать у рабочих слуховые галлюцинации.

Чертов мост.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №7

До 2003 года, пока не был сдан в эксплуатацию Северомуйский туннель, железнодорожное движение через хребет осуществлялось по Северомуйскому обходу, главной достопримечательностью которого был и остается знаменитый Чертов мост – высокая и крутая двухъярусная эстакада, проложенная над долиной реки Итыкит. Известно, что и сегодня машинисты грузовых поездов, въезжающих на Чертов мост, предусмотрительно крестятся – настолько сложным и опасным представляется путь по этому сооружению, где поезда идут со скоростью не более 20 километров в час.

Поговаривают, что подобный ритуал железнодорожники совершают еще и для того, чтобы не встретить на путях чертей, которые, согласно преданиям, в изобилии водятся в тех местах. Старые машинисты уверяют, что хвостатые и юркие существа с поросячьими рожицами время от времени появляются на железнодорожном полотне перед медленно поднимающимся составом, а иногда даже прыгают на сцепку локомотива, ловко взбираются на крышу электровоза и устраивают там неистовые пляски.

Предупреждения Белого шамана.

Еще одна легенда БАМа гласит о добром призраке, который защищает людей от несчастий. В народе его называют Белым шаманом, а упоминания о нем встречаются в чукотском, маньчжурском и алтайском эпосе. Именно такого духа регулярно замечали строители Кодарского тоннеля. Этот проход считается самым высокогорным среди всех тоннелей БАМа. Он пролегает через сейсмически активный горный массив, где часто случаются землетрясения и лавины. Призрак Белого шамана являлся перед работниками перед началом природного катаклизма, и ни разу не ошибался в своих предсказаниях.

Районная фотохроника "Летопись БАМа: даты, события, легенды", изображение №8

Подборка из интернета: заведующая библиотекой с.Катаево Кузнецова Н.А.

Оставить комментарий