Библиотечная система > без категории > Степан Васильевич Литвинов – талантливый механик-самоучка
Степан Васильевич Литвинов – талантливый механик-самоучка
В Год науки и технологий Межпоселенческая центральная районная библиотека объявляет об открытии информационного портала «Наука открывает тайны», рассказывающего об интересных научных открытиях и достижениях, неизвестных научных фактах, интересных событиях в области науки и техники, технологических изобретениях и о многом другом. И первая рубрика посвящена Степану Васильевичу Литвинову – гениальному механику-самоучке, который изобрел первую действующую паровую машину в Забайкалье, не имевшую себе подобных в мировой практике.
К числу полузабытых имен прошлого века в Забайкальской истории смело можно отнести имя Степана Васильевича Литвинова, инженерный талант которого формировался в далекой сибирской провинции – Петровском заводе. В государственном архиве Читы хранится огромное количество рапортов, докладных записок, чертежей с надписью «Сочинил С. Литвинов».
Родился Степан Васильевич в Колывано-Воскресенских заводах, в семье унтер-офицера, в 1784 г. Служить начал с 13 лет, в 1804 г. получил свой первый чин – унтершихмейстера II класса. В 1805 г. Литвинов был отправлен с караваном серебра в Санкт-Петербург для совершенствования практического опыта в механике, где проработал 4 года. За эти годы научился не только замечательно разбираться в чертежах, но и создал модель первого парового двигателя, специально сделанного для Петровского завода.
С.В. Литвинов предложил перестроить Петровский завод полностью, вместо старого завода, основанного на ручном подневольном труде, построить новый с двумя доменными печами, с паровыми и другими машинами и станками, а также предложил изменить оплату труда. Он, считал полезным установить твердые производственные нормы выработки, сдельную оплату труда и сверхурочные работы оплачивать в тройном размере.
В 1818 году завод пришел в полный упадок, и предложения, сделанные Литвиновым, были рассмотрены. Его обременили множеством обязанностей по переустройству завода, одновременно приказали строить паровую машину для Шилкинского завода, вододействующее колесо для Петровского завода. Невероятно, как в таких условиях С.В. Литвинов создал своё главное изобретение в жизни, оценку которого дал академик В.В. Данилевский в 1947 г., обнаружив в Ленинградском архиве чертежи паровой машины, изобретенной в далеком Петровском заводе. Найденный чертеж подтвердил, что Литвинов изобрел действительно замечательную машину, не имевшую себе подобных в мировой практике.
Первую действующую паровую машину в Забайкалье он, преодолевая самые разные трудности, создал в 1811-1815 гг.
Действующая модель, сделанная им, была отправлена в Санкт-Петербург, где по достоинству оценили ее техническое открытие, но не использовали его в интересах России. Гениальное изобретение Литвинова было скрыто от русской промышленности.
Судьба этого удивительного человека сложилась трагично. В 1827 году он был арестован по наговору, несмотря на то, что занимал должность управляющего Петровским заводом. Семья осталась без средств к существованию, жена умерла, сгорел дом и все имущество. В 1829 г. С.В. Литвинов был освобожден, т.к. его вина не была доказана, он вернулся на Родину, в Колывано-Воскресенские заводы. Дальнейшая его судьба не известна.
(Забайкальский рабочий, 1998 год, 3 сентября)
Заведующая методико-библиографическим отделом МЦРБ –
Савельева Г.И.